В конце 1960-х годов напряжённость в советско-китайских от­ношениях достигла кульминации. После боёв за остров Даманский на реке Уссури Китайская Народная Республика более чем на два десятилетия стала для Советского Союза враждебным го­сударством. Естественно, что в этих обстоятельствах штабными структурами наших Вооружённых Сил велось тщательное изуче­ние возможностей потенциального противника. Именно тогда мне, замначразведки Тихоокеанского флота, довелось от своих коллег из соответствующих армейских служб услышать такую историю.

В первой половине 1950-х годов, уже после смерти И. Сталина, отношения между СССР и Китаем на первых порах были впол­не дружественными. И на этом благоприятном фоне однажды случился, казалось бы, небольшой, но неприятный инцидент: китайскими спецслужбами был выявлен агент, работавший на Советский Союз ещё со времён Чан-Кайши. Человек невысокого должностного уровня в одной из приграничных северных про­винций, не обладавший слишком уж значимой информацией. Но китайское руководство мастерски использовало этот третье­степенный инцидент.
Мао Цзэдун обратился к тогдашнему советскому лидеру Н. Хру­щёву по дипломатическим каналам с гневной филиппикой: как же, дескать, так — КНР и СССР братья навек, а вы за нами шпио­ните; если Союзу это надо, то и так вам всё покажем и расска­жем. Одним словом, в рамках пролетарского интернациона­лизма плюнул Никите на лысину. Наш взбалмошный и экспан­сивный Первый секретарь в гневе потребовал положить ему на стол сведения обо всей советской агентуре, внедрённой в Китае. Приказ был выполнен (хотя, между нами говоря, могли бы наши чиновники по шпионской части что-нибудь из информации при­беречь на «времена оные», но, видимо, «кишка тонка», и хрен с ней, с этой агентурой). А Никита-кукурузник на волне эмоций распорядился передать папку с документацией… послу Китая. Его любимый широкий жест, так сказать…
Через некоторое время почти все упомянутые в переданных китайцам документах люди бесследно исчезли…

А ведь это была сеть наших доброжелателей и помощников, которая создавалась чуть ли не со времён первых контактов русских казаков с импер­ским Китаем. Некоторая часть агентуры досталась Советскому Союзу «в наследство», так сказать, от царской России*.
Это была тяжёлая потеря, последствия которой проявились уже очень скоро после упомянутых событий. Идейные разно­гласия, связанные с оценкой итогов XX съезда КПСС 1956 года, быстро переросли во всё углубляющееся противостояние двух государств. А у нас почти не осталось даже людей, способных проорать: «Хиеходя! Ни шан на-эр чуй?» («Стой! Куда прёшь?»), не говоря об информаторах и разведчиках. Пришлось начинать всё заново. Отлавливать давно осевших в Средней Азии китай­цев, согласных за большие деньги «сходить за кордон» и просто «посмотреть», как оно там. Укреплять и создавать новые факуль­теты китаеведов в учебных заведениях. И так далее…

Вот цена волюнтаризма вождей. Впрочем, вожди были раз­ные…

* * *

В вышедшей в Москве в 2008 году книге «Китайская разведка» на стр. 102 есть интересный материал:
«Китай относится к странам, шпионская деятельность которых в США наиболее активна и подрывает результаты американских достижений в военной области.
Недавно была замечена китайская дизельная ударная подво­дная лодка класса «Song», которая незаметно следила за авианос­цем «Китти Хок» и всплыла на расстоянии пяти миль от него, то есть в пределах досягаемости её ракет и торпед.
Представители Министерства обороны США говорят, что ки­тайская субмарина вооружена российскими торпедами, которые наводятся на кильватер корабля, а также может поражать кораб­ли крылатыми ракетами».

Из этого материала люди «старой профессии» могут сделать любопытные выводы.
В настоящее время американский авианосец «Китти Хок», ско­рее всего, находится в резерве или на консервации. Следователь­но, описываемые события происходили несколько лет назад.
Едва ли в то время китайская дизельная подводная лодка мог­ла находиться у западного тихоокеанского побережья США. Зна­чит, скорее всего, авианосец крутился южнее Японии, у восточ­ного побережья Китая.
Тогда американский корабль с большой долей вероятности был запеленгован и отслеживался средствами береговой радио-разведки КНР, которые давали целеполагание для своей подво­дной лодки.
Это показывает эффективность китайской системы контроля за противником, особенно если она взаимодействует с аналогич­ной российской на Дальнем Востоке.

А ведь были времена, когда Советский Союз вбухал огромные средства на строительство дорогостоящей станции для засечки и пеленгования атомных подводных лодок США в Мировом оке­ане в… центре России. Ну она и начала засекать промышлен­ные объекты в Западной Европе. Малополезное сооружение сие было создано не без нажима тогдашнего руководства Военно- Морского Флота СССР и начальника его Разведки И. Хурса… Отсюда урок: вожди должны принимать решения не только под напором военных лоббистов, но и ориентироваться на мнение «технарей».

Впрочем, вожди у нас были разные…

2011

*Аналогичную точку зрения на произошедшее с советской разведывательной агентурой в Китае после Второй мировой войны высказал генерал-лейтенант в отставке Н.С. Леонов (Александр Кондратов. Тайны генерал-лейтенанта Леонова. Главный аналитик КГБ о секретах прошлого и настоящего./ «Аргу­менты недели», № 50 (541), 22 декабря 2016 г., с. 21). (Прим. сост).