О штабной службе
Важнейшим этапом в военно-морской судьбе А.Т. Штырова стала служба в Разведке Тихоокеанского флота. Хотелось бы отметить редкую особенность процесса его попадания в эту не самую открытую, во многом элитарную службу советского флота. Никаких спецкурсов, классов и «академиев» не кончал (в отличии от нынешних ездунов на «Гелентвагенах»). Первые навыки приобретал интуитивно, в центральном посту дизельной подводной лодки. Видимо, заметило командование в нём особые качества, коль скоро из командиров он сразу был назначен начальником Разведки зскадры подводных лодок.
Пытливый ум, острый глаз, способность анализировать множество разнообразных и внешне не связанных между собой событий, умение определять их причинно-следственные связи, делать достоверные прогнозы развития обстановки, а также постоянный поиск новых нестандартных приёмов организации разведдеятельности как своих органов и сил, так и привлекаемых «со стороны», позволяли ему добиваться серьёзных успехов в этой весьма специфической деятельности.
Именно благодаря этим качествам, приобретённым самостоятельно, а не сформированным преподавателями в учебных классах, Анатолий Тихонович стал настоящим мастером военно-морской разведки, пройдя путь от начальника Разведки эскадры подводных лодок до поста заместителя начальника Разведуправления всего ТОФ.
Понятно, некая «шероховатость» характера, прямота в изложении фактов, нелицеприятность оценок и твёрдость в отстаивании своих взглядов не могли способствовать карьерному росту. А особенно, когда выводы и доклады разведки флота по очень серьёзным вопросам благополучно не принимались во внимание вышестоящими штабами, а потом наступали тяжёлые последствия. Так было в целом ряде случаев. Наиболее нашумевший из них — операция ЦРУ США «Азориан», известная у нас под названием «Дженифер».
Не так давно один из высоких военных начальников недоумевал: как столь масштабная, дорогостоящая и долговременная операция по подъёму советской подводной лодки К-129 проскочила мимо внимания наших «суперменов» из ПГУ КГБ и ГРУ ГШ ВС СССР, когда, судя по мемуарам ветеранов этих организаций, возможности этих ведомств были почти безграничными? А никто иной, как заместитель начальника Разведки Тихоокеанского флота А.Т. Штыров докладывал об этом в Москву.
Настойчиво и не один раз. Никто не верил, считая это технически невозможным. Как тут не наживёшь недоброжелателей наверху, когда в итоге был прав ты: «невозможное» стало явью. Да и потом — один такой случай, второй… и работа твоя кажется бессмысленной. Так разведчик А.Т. Штыров, признанный всеми авторитет, перешёл на другую флотскую стезю.
Однако талант его и служебное усердие никуда не делись и в новом кресле начопера-замначштаба Камчатской военной флотилии разнородных сил. Там он оказался не просто востребован, но стал, по сути, главной «рабочей лошадью», а заодно и «мозгом» штаба. Именно по его инициативе, по его замыслу и под его руководством весной 1985 года была проведена операция по поиску и слежению за иностранными подводными лодками в зоне ответственности флотилии. Несмотря на сложные гидрометеоусловия, нам удалось «прищучить» двух «американок», что позволило выявить не только позиции их патрулирования, но и характер действий супостата при обнаружении нашими силами, тактические приёмы при отрыве и другие премудрости подводной войны. Преподанный урок янки запомнили и ещё долго боялись буянить в наших окрестностях на Дальнем Востоке.
Однако, полагаю, что лучше, глубже и предметней о деятельности Штырова на флотском и в Ставке войск Юго-Западного стратегического направления в Кишинёве поприще ещё расскажут другие его коллеги-разведчики и военно-морские профессионалы, тоже владеющие материалом не из социальных сетей.
Служба после службы
В биографии контр-адмирала Штырова есть страницы, остающиеся совершенно неизвестными не только широкой публике, но даже большинству моряков, в том числе и нынешнему командованию Черноморского флота. А страницы очень интересные, знать которые полезно ещё и потому, что их содержание имеет государственное значение. В силу своих скромных возможностей попробую восполнить исторический пробел.
Покинув ставшую в ходе развала Советского Союза самостоятельным государством Молдавию, где к власти пришли прорумынские националисты, развязавшие войну в Приднестровье, А.Т. Штыров обосновался в Москве. Находясь в отставке, он продолжал пристально следить за развитием военно-политической обстановки в мире, в стране и ВоенноМорском Флоте. Очень переживал за катастрофический развал Вооружённых Сил и, конечно же, за родной флот. Сокращение боевого состава, потеря баз на Чёрном море и Балтике, техническая деградация и бескормица личного состава, семей моряков сильно угнетали старого адмирала. Ходить на митинги, демонстрации, пикеты не хватало здоровья, да и по здравому размышлению считал делом бесперспективным. Тогдашнюю прессу искренне считал наёмной служанкой (мягко говоря) капитализма с нечеловеческим лицом.
Мучился душой, особенно возмущался разделом-грабежом Черноморского флота и практически гибелью его подводных сил. Как-никак последние годы службы в Ставке войск ЮгоЗападного стратегического направления весьма предметно занимался вопросами боевой и оперативной подготовки Черноморского флота, досконально знал и фактическое состояние, и перспективы. Неоднократно бывал на основных соединениях, выходил на кораблях в Чёрное и Средиземное моря.
В очередной раз посетив Главный штаб Военно-морского флота России «на Больших Козлах» по своим ветеранским делам, Анатолий Тихонович ненароком заглянул к нам — «политрукам», на четвёртый этаж. Откушав чаю, гость и хозяева предались беседам о былом могуществе родного флота и о разных случаях в морях, базах и штабах. Тут и подвернулась давно забытая бумаженция о случае, уж совсем неординарном, как раз из не очень давней истории именно Черноморского флота. Наша разговорчивость на черноморские темы объяснялась ещё и тем, что сей флот был первым в моей флотской жизни, Присягу принимал на Малаховом кургане в 1967 году. Из Севастополя в 1984 году уходил на боевую службу на СКР «Порывистый» с прибытием на Камчатку, а уж служа в Главном штабе, не единожды бывал на учениях родного флота, в начале 1990-х включался в состав разных комиссий по его разделу.
А случай был действительно из ряда вон. Вечером 13 марта 1992 года шайка христопродавцев во главе с заместителем командира дивизии подводных лодок Черноморского флота капитаном 1 ранга Е. Лупаковым прибыла на подводную лодку «Б-871» (проект 877 «Варшавянка»). Там их уже ждали корабельные заговорщики — замполит капитан-лейтенант Петренко, командир Б4-5 капитан-лейтенант Клигман и матрос Махно. Место и время негодяи выбрали исключительно грамотно, лодка стояла далеко от штатного места (на «оружейном» причале), а экипаж с командиром капитаном 2 ранга А. Романовым убыл ужинать на береговой камбуз. Расчёт был прост как тяпка. Дежурная смена под влиянием авторитета высокого начальства и корабельных офицеров безропотно примет укроприсягу, подымет жовто- блакитный прапорец и… дело в шляпе.
Такого рода прецеденты в 1992 году на Черноморском флоте были: 26 января командир бригады кораблей ОВР капитан 2 ранга организовал переприсягание Украине на своей бригаде; 29 января капитан 3 ранга Клюев переподчинил «незалежной» свою роту в школе водолазов; в апреле украинскую присягу принял командир Крымской ВМБ контр-адмирал Кожан (база за ним не пошла); 28 июня на тральщике «Сигнальщик» подняли украинский флаг; 2 июля — артполк и противотанковый батальон дивизии береговой обороны приняли украинскую присягу; командир «СКР-112» капитан-лейтенант Настенко угнал свой сторожевик в украинскую Одессу. Изрядное количество переприсягнувших нашлось в Очакове, Измаиле, Одессе, Поти, Очамчире и в ряде других гарнизонов и частей.
Однако!.. с подводниками этот фокус не прошёл. Сначала возмутился случайно задержавшийся на лодке старпом капитан 2 ранга Игорь Леухин. Возмущение захватчики пресекли кулаками, и старпом, сплёвывая кровь, бросился за подмогой. В ходе возникшей суматохи и начавшегося ритуала переприсягания два матроса покинули центральный пост и задраились в четвёртом отсеке. На увещевания и угрозы уже украинских офицеров трюмный машинист А. Заец и моторист матрос М. Абдуллин ответили отказом, а попутно сообщили о прекращении вентиляции аккумуляторных батарей. Всем стало ясно, через несколько минут одной искры будет достаточно, чтобы… чтобы произошёл взрыв.
Последующее вербальное противостояние с присягонасильниками происходило по внутрикорабельной связи на чисто русском языке с флотскими афоризмами, идиомами и гиперболами. Временами из динамиков доносилось про гордый «Варяг» и что пощады никто не желает. В разгар дебатов на причале появилась нестройная толпа запыхавшихся матросов во главе с командиром лодки. В это же время по долинам и по взгорьям Севастополя к месту события мчались, шибко ревя моторами (специально на пониженных передачах) и сверкая боевыми прожекторами, несколько бэтээров с командующим российским Черноморским флотом адмиралом Игорем Касатоновым.
Почуяв афронт и неизбежную кару, новоявленные укроморяки вместе со своими начальниками прытко сиганули в свой катер и сгинули во мгле мартовской ночи. Далее версии счастливого финала расходятся. По одной из них, по всей вероятности главной, Комфлота не стал занудствовать с вопросами типа «а ты где был?», «почему?» и «как?». Сходу поняв опасность, схватил «соску» «Каштана» и строгим голосом приказал затворникам обрадоваться своему появлению на их корабле, немедленно врубить вентиляцию и предстать перед его отцовские очи. В ответ послышались советы. хохлацкой морде, куда ему идти, какими шагами и чем по дороге закусывать.
Конечно же, адмирал и сам был мастер разговорного жанра, но! такое в свой адрес! Пока Командующий набирал воздуха и пытался отклеить присохший язык, командир лодки почтительно попросил микрофон, дабы лично своим голосом обратиться к строптивым камикадзе. Разрешение было получено мгновенно, на субординационно-лингвистические упражнения времени не было — с водородом в задраенном отсеке не пошутишь.
Услышав родной голос своего командира и не завершив куплет о геройской гибели «Варяга», наши несгибаемые герои быстренько врубили вентиляцию и бодро прискакали в центральный. Комфлота с большой сердечностью поздравил татарина и украинца с доблестной службой на Российском флоте, не забыв похвалить за высокие знания и профессиональное мастерство. А разглядев на лице старпома следы «политических дискуссий» с украинскими «коллегами», приказал всех трёх героев произошедшей драмы представить к госнаградам. По слухам, медали «За отличие в воинской службе» подводники получили.
К моменту наших встреч-бесед от Черноморского флота остался лишь обгрызанный ломоть в Севастополе. В 1995 году флот окончательно потерял гарнизоны на Украине, в Грузии и Молдавии. Украинский флот получил 786 частей и подразделений, баз, складов, арсеналов и других объектов береговой инфраструктуры. У 449 кораблей, судов и катеров истекли межремонтные сроки (в 1996 году в ремонт поставлены аж… 21 единица!). На фоне бешеных темпов строительства капитализма Военно-Морской Флот и особенно Черноморский медленно агонизировал.
Надо сказать, что на берегах Днепра первыми озаботились судьбой своего молодого растущего флота. 6 октября 1994 года президент «незалежной» Кравчук издал рескрипт «Об организации шефства над кораблями ВМС Украины». Одной из первых на помощь укрофлоту пошла сознательная гражданка города Снятина, пожертвовавшая шмат сала, банку варенья и 6 книг. Само же укропское руководство тихой сапой делало большой гешефт на продаже морского наследства СССР. 900 судов военных и бывшего Минморфлота Союза, не считая сотен единиц промыслового и научного флотов, а также портовых плавсредств, распродали за почти символические деньги.
***
На российском Черноморском флоте тоже наступили далеко не лучшие времена. К началу 1997 года от могучего подводного флота (более 40 лодок, в том числе ракетных) осталось только две лодки: спасённая от украинского хапка «Б-871» и престарелый «Горьковский комсомолец» (проект 641 Б «Сом», в строю с 1982 года). Если «Комсомолец» не представлял боевого интереса в силу возраста, то 871-я очень даже полезная была. Не было лишь средств на содержание матчасти и экипажа. Постоянно поломки, люди ходили в обносках, семьям офицеров и мичманов приходилось «перебиваться с хлеба на квас».
А посему, прослушав историю о героизме и стойкости моряков 871-й, адмирал Штыров резко сменил тон беседы, как-то сквозь зубы помянул чью-то мать и ожесточенно молвил — «надо!». Оказалось, что пришёл он к «политрукам» не чаи гонять — байки слушать, а по серьёзному делу. Суть дела состояла в просьбе подыскать на Тихоокеанском флоте атомную ПЛ — ракетоносец, потребность в коем сохранится лет на 10. Кандидатура нужна для установления шефства алмазодобывающей компанией «АЛРОСА».
На вопросы «зачем? и почему ТОФ?» Анатолий Тихонович ответил, что руководство алмазной компании очень обеспокоено ростом числа бездельников, наркоманов, мелких преступников, просто моральных нигилистов среди молодёжи своих городов и посёлков. Разработан комплексный план молодёжной политики, который включает шефство над воинскими частями, в том числе на флоте. С тем, чтобы готовить призывников, помогать им в воинской службе, а по её окончании трудоустраивать, направлять на учёбу. Одним словом, воспитывать и следить за судьбами молодых людей. А Тихий океан ближайший к Якутии, где работают алмазники. Президент «АЛРОСА» человек государственномыслящий и. вдобавок его родной сын.
Видимо, его пересказ детективно-романтической истории с черноморской подлодкой произвёл впечатление на сына. Да и командование Военно-Морским Флотом России считало обстановку у тихоокеанцев более сносной, чем в Крыму. Потому тоже предлагало северянам-алмазникам взять под опеку лодку на далёком юге. Решение было принято и развитие событий пошло в форс-мажорном темпе, за считанные недели топ- и мидл- менеджеры компании сумели решить кучу неподъёмных организационных, финансовых и прочих бюрократических вопросов с такими могучими структурами, как Генштаб, Главкомат ВМФ, штабы Забайкальского военного округа и Черноморского флота. Эксклюзивность предложенной модели шефства заключалась в том, что якутские горняки настаивали на обязательном призыве на подшефную лодку ребят из Якутии, а по генштабовским расписаниям они должны призываться только в воинские части, дислоцированные восточней Урала.
Однако и эта «непреодолимая» трудность была преодолена, тем более что «АЛРОСА» обязалась своих призывников доставлять в Москву самолётом, а отпускников в Якутию — за счёт алмазников. Главный штаб ВМФ определил объём поставки призывников — «по 3 лучших призывника два раза в год» (исх. ГШ ВМФ 28.04.98 г. №730/4/1006).
Ну, а дальше всё пошло не так, как раньше. Руководство компании сходу отринуло все меркантильные поползновения отдельных флотоводцев. Вместо банкетов и «мерседесов» — ремонт казармы, гальюнов и камбузов, закупка мебели, белья, медимущества, сапожно-портняжного и парикмахерского инструмента, книг. «Б-871» вышла в море после долгого перерыва, когда «АЛРОСА» приобрела для неё за очень солидную сумму батареи. Долгое время она оставалась единственным боеспособным подводным кораблём Черноморского флота.
Сколько миллионов тогдашних рублей пошло на ремонт лодки, закупку технического имущества и ЗИП знает только бухгалтерия «АЛРОСА» и командиры «Б-871». А ещё компания и власти Якутии (Президент В.А. Штыров в 2002-2010 годах) реконструировали памятники героям-подводниками и чинам 42-го Якутского пехотного полка, павших при защите города в Крымскую войну 1853-1855 годов.
Ежегодно на День флота и на День корабля «Б-871» в Севастополь к своим подшефным прилетала делегация трудового коллектива алмазодобытчиков из Якутии и Москвы. Кроме поздравок- подарков осуществлялась строжайшая инспекция достижений и упущений экипажа. Самыми строгими инспекторами, конечно же, были папы и мамы якутских подводников. Визиты были взаимными, представители экипажа ежегодно посещали объекты компании в Якутии, участвовали в корпоративных праздниках.
Пока ноги Анатолия Тихоновича ходили исправно, он не пропускал возможность побывать в Севастополе. Летом на День флота тяжеловато от жары, а поэтому он стремился попасть на День корабля 1 декабря. Беглый осмотр корабля и казармы заканчивался длительным «учебно-методическим семинаром» с командованием соединения (командир дивизиона ПЛ капитан 1 ранга А.Г. Варочкин был тем командиром «Б-871», который в 1997 году подписывал Договор о шефстве) и корабля. Активное участие в этой неформальной учёбе принимал коллега Штырова контр-адмирал Борис Михайлович Царёв — ветеран подплава Черноморского флота, бывший комбриг. Обсуждались вопросы технического, навигационного, тактического характера в тонкостях и деталях, которые в уставах-наставлениях и руководствах не найти.
Штаб Черноморского флота к шефским связям якутских алмазодобытчиков и своей единственной подводной лодки относились по-разному, иногда с некоторой долей потребительского интереса. А вот Командующий в ту пору (1996-1998 годы) флотом вице-адмирал Виктор Андреевич Кравченко, сам дизельный подводник, прошедший путь от командира БЧ-I ПЛ проекта 613 до командира дивизии лодок, как и А.Т. Штыров, прекрасно знал «почём фунт подводного изюма». Он сразу оценил усилия обоих Штыровых по сохранению в боевом составе единственной черноморской субмарины. Получилось как у Киплинга: «Мы с тобой одной крови». Эта подводницкая однокровность у них сохранилась до самой смерти Анатолия Тихоновича, что и подчеркнул Виктор Андреевич в своей прощальной речи у могилы боевого товарища 29 января 2014 года.
Надо обязательно отметить, что в случае с шефством якутских алмазников и черноморских подводников, как говорится, «корм пошёл в коня». Экипаж «Б-871», уже через скорое время основу которого составляли якутяне, шесть! шесть раз завоёвывал Приз Главнокомандующего ВМФ России в «номинации» «торпедная атака отряда боевых кораблей противника», успешно выполнял задачи боевой службы, совершил два межтеатровых перехода (через Средиземное море на Балтику и обратно), несколько раз участвовал в экспериментальных учениях, в том числе в составе многонациональной группировки разнородных сил.
Всё это без капитального ремонта, с неполным средним и в условиях… бестолковщины в стране и враждебных происков укронационали- стов в Крыму. Хватало и своих доморощенных полуумных: одно время в севастопольских СМИ и на кухнях всерьёз муссировались слухи, что-де командиры лодки берут мзду за возможность послужить на ней по контракту. Очень прельщали комфортные условия службы (кондиционеры на корабле и в казарме, тренажёры, компьютеры, телевизоры и прочие блага цивилизации), хорошее жалование и твёрдый уставной порядок. Нашлись прохвосты и в Думе. Когда ветераны Черноморского флота обратились к Главкому с просьбой присвоить лодке имя «АЛРОСА», эти «суперпатриоты» возмутились: как так, боевому кораблю дать имя хоть и государственной, но «коммерческой фирмы». Ну не олухи ли?
Два десятилетия «Б-871» оставалась флагманом дизельного подплава Российского флота. Признанием заслуг якутских алмазодобытчиков стало присвоение лодке почётного наименования «АЛРОСА» (Приказ Главкома ВМФ №01 от 9 января 2004 года).
Сегодня знающие люди признают решающую роль акционерной компании и в сохранении черноморской школы подплава в целом. Ведь практически все(!) командиры новейших лодок, находящихся в составе и идущих на Черноморский флот, являются выходцами из экипажа «Б-871» «АЛРОСА», специалисты штаба воссозданной бригады — оттуда же.
К большой радости автора этих строк, все они самым добрым словом вспоминают адмирала Анатолия Тихоновича Штырова и его сына Вячеслава. Всё по Евангелию — «по делам их судите».
О творчестве
На сегодняшний день А.Т. Штыров — один из немногих русских писателей-маринистов, занимавшихся литературным трудом без отрыва от прямой «строевой» службы на флоте. Писал стихи и прозу будучи курсантом, молодым лейтенантом, корабельным офицером и командиром действующей подводной лодки и даже… на высоких штабных должностях.
В самом деле, давайте посмотрим.
Признанные мастера российской маринистики XIX века:
И.А. Гончаров — абсолютно гражданский чиновник, случайно попал на корабль в кругосветном плавании, написал цикл морских рассказов, но особо отличился в сугубо сухопутной тематике «Обломовым»;
К.П. Станюкович — под отцовским нажимом, с явным нежеланием, прослужил на флоте 4 года и тоже — цикл рассказов о море и моряках;
А.Е. Конкевич (Беломор) — боевой офицер, воевал, автор остропублицистических статей, увлекательных приключенческих романов.
В XX веке наиболее признанными, в том числе Партией и Правительством, были:
А.С. Новиков-Прибой — матрос (баталер, то есть кладовщик) на броненосце «Орёл», автор «исторической эпопеи» «Цусима» и цикла рассказов о жизни и матроской службе. После срочной службы — гражданский человек;
Л.С. Соболев — автор объёмного романа «Капитальный ремонт» и цикла рассказов «Морская душа». Особенно «впечатляет» служба автора «в качестве штурмана (после одного курса Морского корпуса) на линкоре «Андрей Первозванный» и эсминце «Орфей» в 1918-31 годах», если учесть, что оба корабля находились в отстое, линкор — с августа 1919 года, эсминец ещё в апреле 1918 года сдан на консервацию. Трудно представить род служебной деятельности штурмана на этих кораблях в течение трёх лет. Тем не менее имел высокое воинское звание капитана 1 ранга;
В.В. Вишневский — воевал в Первую мировую, Георгиевский кавалер, в Гражданскую войну — пулемётчик бронепоезда и канонерской лодки Волжской флотилии. Автор пьес «Первая Конная», «Оптимистическая трагедия», «Мы из Кронштадта», соавтор комедии «Раскинулось море широко». Звание капитана 1 ранга получил за литературную деятельность;
А.А. Крон — окончил филфак МГУ, в Великую Отечественную редактировал многотиражку бригады подводных лодок Балтфлота. Автор повести «Капитан дальнего плавания», романов «Дом и корабль», соавтор комедии «Раскинулось море широко», автор восьми пьес;
А.М. Золототрубов (1937-2009) — 6 лет срочной службы матросом на Черноморском флоте, одновременно окончил Киевское военно-морское политучилище и Киевский университет (факультет журналистики). Служил старшим адъютантом маршала Будённого, во флотской газете Северного флота. Автор четырёх морских повестей, пяти романов о советских маршалах. Всего 37 крупных произведений, некоторые издавались стотысячными тиражами. Капитан 1 ранга;
В.В. Конецкий (1929-2009) — подготовительное военноморское училище, штурманский факультет Высшего ВМУ, после двух лет в аварийно-спасательной службе Северного флота уволился на «гражданку». Долго и далеко плавал на различных судах, капитан дальнего плавания. Автор более 50 произведений о флоте и моряках. На сегодня он остаётся единственным в России писателем — капитаном дальнего плавания;
В.С. Пикуль (1928-1990) — юнга Северного флота, матрос эсминца «Грозный», принимавшего активное участие в боевых действиях на Севере в 1943-45 годах. Из подготовительного училища отчислен «за недостатком знаний» (?!). Самоучка, автор более 30 романов и повестей и примерно 170 рассказов. Самый популярный писатель на исторические темы, в том числе о моряках.
Остальной состав маринистов конца XX — начала XXI века скорее можно отнести к журналистам-публицистам и историкам-романистам, но никак не к мастерам художественной прозы. Жанры, безусловно интересные и полезные, да и авторы люди не бесталанные. За что и получили чины капитанов первого ранга и многотысячные тиражи.
Из флотских поэтов на сегодня общепризнанными авторитетами русской маринистики считаются:
Алексей Лебедев (1912-1941) — штурман подводной лодки «Л-2», погиб в море в боевом походе. Посмертно издано 7 сборников стихов.
Борис Орлов — окончил Высшее военно-морское училище им. Ф.Э. Дзержинского, инженер-механик, 6 лет служил на атомной подводной лодке, главный редактор «Морской газеты» в Кронштадте. Издано 16 сборников стихов.
Из всего приведённого перечня наших самых известных литераторов-маринистов только А.Е. Конкевич и В.В. Конецкий могут сравниться с А.Т. Штыровым личным непосредственно морским опытом.
Эта краткая справка никоим образом не принижает литературные способности и даже таланты указанных писателей, равно как и не ставит под сомнение патриотическое содержание их произведений. Речь идёт об ином, о глубине знания предмета, о личном опыте многолетней корабельной службы, службы на серьёзных штабных должностях различного уровня. Ведь ни одни литературный талант не сможет в нюансах правдиво передать ощущений простого русского мужика в минуты смертельной опасности под водой, за месяцы неимоверного физического и психологического напряжения. А каково быть в центре «морских тайн», в том числе международного градуса. Согласитесь, это ведь совсем другое, нежели быть пассажиром «на корабле вокруг света» или облечь в роман рассказы очевидцев и участников.
При всём при этом Анатолий Тихонович обладал весьма своеобразным чувством юмора и умением тонко передать это чувство. Но в описании любых ситуаций, будь то «самозатопление» лодки или штабное «бешенство» на учениях, дорожные приключения в Якутии или «товарищ проститутка» в Ленинграде он никогда не опускался до уничижительных оценок своих героев. Как, впрочем, не пропускал и собственных «прошлёпов» и самокритичных оценок.
О командирском и писательском авторитете А.Т. Штырова говорит тот факт, что его бывшие подчинённые механик подводной лодки и старшина трюмных (ставший полковником МВД и доктором юридических наук) нашли его, пенсионера, в Москве и до самой смерти состояли в дружбе. Таких других примеров я в своей жизни не встречал.
Основные, формальные биографические данные Анатолия Тихоновича Штырова достаточно полно изложены в автобиографии и других материалах этого тома собрания его сочинений.
Однако хочется отметить некоторые вполне «мистические» моменты в судьбе адмирала.
Год рождения, 1929-й, совпал с началом мирового катаклизма капитализма — Великой Депрессией, а в СССР это год Великого Перелома, совпавший с отъездом из страны «демона революции» Троцкого.
1929 год — Год Змеи, по восточному (китайскому) гороскопу, люди родившиеся в этот год обладают:
- осмотрительностью;
- интуицией и наблюдательностью;
- амбициозностью;
- нервным, раздражительным характером;
- стремлением добиться профессионального успеха.
Родившиеся в марте, под зодиакальным знаком Рыбы:
- честолюбивы в духовной сфере;
- чрезвычайно преданы друзьям;
- целеустремлены и настойчивы;
- наделены развитой интуицией;
- привержены «закону и порядку»;
- ценят и чтут традиции.
Можно считать это мракобесием, но ведь… совпадает.
Следующим нумерологическим феноменом в судьбе Анатолия Штырова можно считать 1953 год. 5 марта скончался руководитель Советского Правительства и Коммунистической партии И.В. Сталин. В этот же день лейтенант Штыров пишет заявление о приёме в партию.
«Впереди маячил чёрный обрыв — как дальше без вождя жить?!! Но осталась одна надежда: страна, народ, партия. Партия не даст погибнуть». Надо сказать, что коммунистическим идеалом, единожды принятой Присяге на верность народу и Советской Родине он оставался предан до самой смерти.
В том же 1953 году у него родился сын. Подробности поездки за сыном в Якутию описаны в повести «Путешествие в страну Колыма».
И опять-таки, не обошлось без мистических совпадений. Сын подводника, родившийся в приполярной якутской тайге, впоследствии стал руководителем крупнейшей в мире якутской алмазодобывающей компании. Именно он спас от погибели подводную лодку Черноморского флота, был единственным в России русским Президентом национальной республики. Причём избирался дважды.
Валерий НОВИКОВ,
капитан 1 ранга
2016
Не могу не приложить телеграмму моряков подводной лодки «Б-871» «АЛРОСА» и в адрес А.Т. Штырова:
«Контр-адмиралу в отставке
Штырову Анатолию Тихоновичу
Примите сердечную благодарность от моряков подводной лодки «АЛРОСА» Черноморского флота Российской Федерации за ту многогранную работу, которую Вы совершили во время службы в Вооружённых силах. Ваши боевые друзья и сослуживцы и нынешнее поколение подводников-черноморцев знают Вас как опытного, грамотного, заботливого офицера, знающего все тонкости подводной службы, умелого организатора, чуткого и отзывчивого человека. Вся Ваша жизнь неразрывно связана с Военно-морским флотом. И везде, куда ни послала Вас Родина, на любых ответственных постах Вы являетесь Отчизне верным сыном, служите примером выполнения воинского долга.
Для Вас служба во благо Отечества, могущества Военно-морского флота стало призванием, главным содержанием жизни.
Ваше неравнодушие, творческий подход к делу, знание обстановки в воинских коллективах, продуманная взвешенность и обоснованность суждений, высокая степень ответственности, требовательность и принципиальность снискали Вам заслуженный авторитет и уважение как человеку и офицеру.
Моряки подводной лодки «АЛРОСА» желают Вам крепкого здоровья, счастья, благополучия, отличного настроения и новых творческих успехов!
Командир подводной лодки «АЛРОСА» капитан 2 ранга Д. Парамонов зам. командира по воспитательной работе капитан 3 ранга П. Агарков сентября 2004 г. г. Севастополь«.