Наше знакомство с удивительным человеком — Анатолием Тихоновичем Штыровым — произошло в середине 1980-х годов. Это было самое начало так называемой «горбачёвской перестройки». Исподволь, как модно тогда было говорить, «пошёл процесс» не только подготовки к демонтажу политических и экономических основ Советского Союза, но и разрушение идеологических и нравственных начал жизни народа. Мало кто тогда понимал истинную суть происходящего, но интуитивно многие пытались как-то противостоять развалу великого государства. Особенно это было актуально для людей, живущих в национальных союзных республиках. Вот почему у нас в Молдавии стала крайне важна тема патриотического воспитания молодёжи.
Я занималась этой работой в одной из школ Кишинёва. Естественно, ребята хотели познакомиться и повстречаться с людьми необычными, с интересной судьбой и жизненным опытом. В организованной в то время в Кишинёве Ставке войск юго-западного стратегического направления было образовано военно-морское управление. В нашем сугубо сухопутном краю появились морские офицеры. Понятно, что романтика моря, флотские люди всегда привлекательны для юношей и девушек. Через руководство Ставки мы вышли на Анатолия Тихоновича и договорились о встрече с ним.
Уже первое его общение со старшими школьниками произвело на них огромное впечатление. Перед молодыми ребятами был высокообразованный, творческий, во всех отношениях эрудированный человек, великолепный рассказчик. Наши встречи стали регулярными. Мы многое узнали о морях и морской службе, об истории нашего государства, армии и флота, о природе и людях далёких уголков нашей страны. Одновременно раскрывался и характер Анатолия Тихоновича, человека сильного и волевого и в то же время скромного и бескорыстного. От его коллег и товарищей становились известны подробности дальних походов на полной опасностей боевой службе подводника А.Т. Штырова. Становилось понятно, почему к сугубо добровольной, общественной работе с молодёжью Анатолий Тихонович относился со всей серьёзностью. И в этом проявлялся его характер, выкованный и трудным голодным детством, и годами морской службы.
Надо сказать, что и в годы службы в Кишинёве, и после ухода в запас он занимался не только патриотическим воспитанием молодёжи, но и активно участвовал в выборах в городской Совет народных депутатов, в работе ветеранских организаций. Был членом руководства «Интерфронта», созданного людьми самых разных национальностей: и молдаванами, и русскими, и украинцами, и гагаузами, и евреями, и другими. До самого развала Советского Союза московскими предателями «Интерфронт» противостоял всё более усиливавшемуся национализму прорумынски настроенного тогдашнего руководства Молдавии. После переезда в Москву в начале 1990-х годов Анатолий Тихонович продолжил свою активную общественную деятельность в качестве члена Клуба адмиралов и других ветеранских структур, регулярно принимал участие в международных конгрессах подводников.
Для многих было неожиданностью, что при огромной служебной и общественной занятости суровый контр-адмирал Штыров является поэтом и прозаиком. Да ещё такого уровня, что после выхода его первого сборника стихов «Моряна» он уверенно стал в ряд лучших русскоязычных поэтов Молдавии. К счастью, начавшись ещё в юные годы, литературное творчество Анатолия Тихоновича продолжалось до конца жизни. Выпущено несколько книг его стихов, повестей и рассказов: «Моряна», «Солёные ветры», «Девятый вал», «Морские бывальщины», «Жизнь в перископ». Они очень быстро стали популярными в Ленинграде и на Камчатке, в Севастополе и во Владивостоке, в Кишинёве и Красноярске, везде, где читатели могли с ними познакомиться.
В произведениях А.Т. Штырова сразу улавливается редкий дар видеть самую сокровенную суть в глубине явлений, дар анализа, дар умения выделить главное в сложном переплетении событий, человеческих поступков и судеб. Это характерно для его прозы, это чувствуется в его стихах.
Война наложила отпечаток на подростковое мировосприятие, но не ожесточила юную душу. Его совсем ранние стихи грустны, чисты и светлы. Они, как лёгкий ветерок, освежают душу.
Дальше судьба сложилась так, что с ранней молодости Анатолий Тихонович связан с морем и оно стало для него не только родной стихией, но и большой любовью на всю жизнь. Мятежные морские просторы в его творчестве не просто фон, на котором действуют герои произведений, а сами являются активно действующим лицом. Как живописец, автор изображает море во всех его проявлениях и переменах: то спокойное и безмятежное, то суровое и мрачно зловещее. Но самому ему по душе ветер, волны, бури. Некоторая умиротворённость появляется только в поздней лирике о море. Здесь чётко звучит мотив единства душ флотского и морского пространства, взаимосвязь конечности человеческой жизни с океанской бесконечностью. Особенно ярко это показано в балладе «Старик и наяда» — одном из лучших произведений во всей русской маринистике.
Композиционная стройность, отчётливость в завершении мысли, сюжетная острота и динамичность отличают стихи А.Т. Штырова. В сюжетах многих из них угадывается авторская судьба.
Его творчество имеет неповторимую своеобразность и богатство языка, который изобилует собственными неологизмами, эпитетами, меткими выражениями. Со временем многие из них могут стать крылатыми и войти в живую речь.
Особенно изысканны лирические стихи и романтические элегии. В них с исключительной выразительностью переданы тончайшие нюансы человеческих переживаний: рвущая душу грусть, страсть, тоска по чему-то неосуществимому и прекрасному, любовь и разочарование, душевные тревоги. Душевный настрой всегда гармонично сочитается с образами природы, в передаче которых поэт является большим мастером. Многие из лирических стихов настолько напевны, что могли бы быть переложены на музыку.
Не оставляют никого равнодушным и стихи юмористического цикла. В них искрящееся остроумие, лёгкость изложения, озорство, образность.
Цикл «В царстве кривых зеркал» — это раздумья над причинами глубокого кризиса нашей страны. В нём выражена чёткая гражданская позиция автора. Шок и хаос происходящего обострил внутренний взор автора, сфокусировал его на социальных и нравственных вопросах. Стихи из этого цикла резки по языку, порой нарочито грубы и подчеркивают этим внутренний протест А.Т. Штырова против «подлости существующего положения вещей», несправедливости и одичания современного общества. Они полны сочувствия к обманутому труженику, болью за судьбу Родины. Ирония, негодование и презрение к захватившим в начале 1990-х годов власть демагогам, разрушившим великую страну, звучит в его сатире. Прекрасный знаток русской и мировой истории, сам внесший немалый вклад в безопасное развитие Родины, А.Т. Штыров имеет полное право на неё. Его сатирический смех гневен, зол, беспощаден, зовущ к протесту. Сатира имеет язык острый, энергичный, солёный, зачастую нарочито прямолинейный.
Популярность приобрели, и не только в морской среде, прозаические произведения А.Т. Штырова. Они привлекают тем, что жизнь и люди показаны такими, какие они есть. Без лакировки и украшательства, в том числе и главного героя, в котором под псевдонимами Сун, Васька Губанов, Сунгариец, Неулыба угадывается сам автор. Всё-таки, несмотря на обилие гламурной и развлекательной псевдолитературы, для многих читателей гораздо важнее искренность, правдивость, настрой на работу ума и чувства, размышления о долге каждого из нас и будущем нашей страны. Так воспитываются гражданственность и любовь к родной земле.
Анатолий Тихонович Штыров с честью выполнил возложенные на него судьбой задачи по защите Родины, а труды его продолжают жить, нацеливая новые поколения на работу во благо страны.
Валентина ЗАВОДЧИКОВА,
филолог-искусствовед
2016.