Договариваясь с контр-адмиралом в отставке Анатолием Штыровым об интервью, рассчитывала услышать из первых уст историю сорокалетней давности, уже послужившую поводом для наших публикаций.

Напомню вкратце сюжет. В разгар Холодной войны Штыров служил на Тихоокеанском флоте – был заместителем начальника разведки. Уйдя в запас в середине 90-х, он обнародовал факты, о которых молчал двадцать лет. А именно: в середине 70-х над морем близ юго-восточного побережья Сахалина потерпел крушение советский бомбардировщик с двумя атомными бомбами на борту. ЧП засекречено. Советский Союз отказывается от поиска. Найти самолет удалось нашему потенциальному противнику. Американцам. А именно – экипажу подводной лодки особого назначения «Грейбек». По одним источникам, они подняли со дна залива Терпения бомбы, по другим – забрали только секретное оборудование (систему радиолокационного распознавания «свой-чужой») и важные документы.

Контр-адмирал Анатолий Штыров, ныне 86-летний пенсионер, хотел говорить только лично, а не по телефону. И я полетела в столицу.

С тех пор прошло без малого сорок лет, но официально эти факты никем не признаны. Но периодически, когда в коридорах власти горячо обсуждаются проблемы радиационной безопасности наших морей, кто-нибудь обязательно вспомнит: а ведь на Сахалине с 70-х годов прошлого века лежат на дне морском две атомные бомбы!

Так лежат или нет?

КОНТР-АДМИРАЛ КОМАНДУЕТ ПАРАДОМ

И вот я иду к тому, кто больше всех знает про далекие события – к военному пенсионеру Штырову. Он меня ждет и по телефону просит поторопиться. Подходя к его дому на Варшавском шоссе, я понимаю, почему. У подъезда стоит реанимобиль.

В квартире пахнет лекарствами, суетятся врачи. Уговаривают Анатолия Тихоновича ехать в больницу.

Куда там! «Командует парадом» тут только он, контр-адмирал, бывший подводник и флотский разведчик. Выторговывает у врачей десять минут.

— О ЧП с самолетом я узнал почти случайно. Пришло сообщение на телетайп: на американскую военно-морскую базу в Йокосука (Япония) прибыл главком ТОФ США, адмирал Томас Мурер для участия в церемонии награждения экипажа подлодки «Грейбек» — 67 человек – орденами и медалями. Информация заинтересовала меня. Я знал, что «Грейбек» была сконструирована как лодка-носитель крылатых ракет, но на рубеже 70-х ее переоборудовали под выполнение разведывательно-диверсионных задач.

Из анализа радиоперехвата следовало, что ранее, до событий в Йокосуке, система японской ПВО зарегистрировала факт — пропала некая воздушная цель. Место — к востоку от южного побережья Сахалина. Связался по своим каналам с нашими ПВО и со штабом дальней авиации. И мне подтвердили: у Сахалина действительно упал наш самолет. Нес боевое дежурство, имел на борту две «красные» — ядерные – боеголовки.

— Почему американская подлодка занялась поисками нашего самолета?

— Откуда у этой истории ноги растут? – спрашивает сам себя бывший разведчик. – Стратегическое соперничество в воздухе. Как только их «Боинги» – бомбардировщики Б-52 – начали летать вдоль европейского побережья, наши ТУ-95 стали активно контролировать огромную территорию от Аляски до Сахалина. Американцы тоже возили атомные бомбы – одну в 1966-м «уронили» в Средиземное море, недалеко от испанского побережья. А потом нашли ее и подняли, целую-невредимую.

— Думаю, японцы проинформировали американцев о крушении советского стратегического бомбардировщика, сообщив все, что необходимо для поиска: время и точку пропадания, азимут, расстояние от берега.«Грейбек» вполне подходила для этой задачи. Тайный переход от базы в Йокосуке через Курильские проливы к месту падения занял у них 2-3 суток. Они нашли самолет. Обследовали его боевые пловцы. Поднимали наше секретное оборудование, а возможно, и бомбы с помощью специальных лап-захватов и магнитных присосов.

Бывший разведчик берет с журнального столика увесистый фолиант. Это справочник «Боевые флоты мира», англоязычное издание, 1974 год. Открывает книгу на странице с фотографией и статьей-характеристикой той самой «Грейбек». Об операции субмарины в заливе Терпения в статье не сказано – все это случилось позже.

Замначальника разведки Тихоокеанского флота Штыров подготовил тогда доклад командованию о спецоперации «Грейбека». Но его рвения не оценили – ценные сведения «похоронили» в корзине. Так же, как двумя годами раньше «не заметили» его же, Штырова, информации о том, что американцы готовят беспрецедентную операцию по подъему утонувшей в Тихом океане советской подлодки К-129 с ядерным оружием на борту. Как известно, они ее успешно провели. А советское и военное руководство узнало об этом… из победных репортажей американских газет.

Воспоминания Штырова официально никем не признаны и сегодня — какая авиакатастрофа, какие такие атомные бомбы?!

— Совсекретный опасный груз, как утверждают ваши некоторые оппоненты, если и возили, то только железной дорогой. А советский ТУ-95 с «изделиями» внутри железного брюха – это фантазии…

Слушать это Штыров не может – «закипает» с пол-оборота. Сегодня, когда сняты грифы с прошлых военных секретов, любой, кто умеет читать, легко найдет рассказы бывших военных летчиков о том, что, к примеру, с некогда совершенно закрытого военного аэродрома Чаган, что в 70 км от Семипалатинска, в годы Холодной войны, особенно во время войны во Вьетнаме, отправлялись на вылеты «с целью фотографирования авианосцев США в Тихом океане» самолеты дальней авиации с ядерными бомбами на борту. Такие вылеты считались боевыми. Задачу каждому экипажу ставил – непосредственно – Генштаб МО СССР. Выполнялись такие задачи без оповещения кого бы то ни было, в том числе и командования Тихоокеанского флота. Видимо, именно поэтому оно и «не заметило» доклада Штырова.

…Наше время истекло. Штыров соглашается на госпитализацию с единственным условием: договорим после выписки. Каталку с тяжелобольным прямиком помчали в реанимацию. (Готовя эту заметку, узнала: старый моряк идет на поправку, скоро выписка. Может, даст бог, и договорим).

«РАЗГАДКА СПРЯТАНА В АРХИВАХ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ»

Что нужно сделать, чтоб ответить, наконец, на вопрос: была ли авиакатастрофа и, если была, то – где бомбы? На дне моря? Или, как утверждают некоторые источники, американская субмарина, успешно проведя операцию, доставила их в США?

Я спросила об этом автора книги «Тайны подводного шпионажа», доктора военных наук, профессора, бывшего начальника кафедры разведки Военно-Морской академии ВМФ России Евгения Байкова.

— Документальное подтверждение происшествия, — ответил мой собеседник, — можно получить, открыв материалы архивов дальней авиации. Но на то должна быть команда, что называется, с самого «верха». ЧП, подобные крушению самолета в заливе Терпения, официально «всплывают» лишь десятилетия спустя. И то не всегда. Кому, особенно сейчас, хочется признавать, что тот «бой» времен Холодной войны мы проиграли американцам? Да у нас в ту пору не было и самой технической возможности поднять со дна атомные «изделия».

В ТЕМУ

В дальневосточных морях были и другие ядерные «утопленники »

Пока дальневосточники гадают, лежат или нет у них под боком, на дне залива Терпения, две ядерные «утопленницы», та же неопределенность — и с другими опасностями. Кроме стратегического бомбардировщика с бомбами на борту, народ очень волнует вопрос, сколько сегодня на дне морском списанных флотом РИТЭГов (увесистых ядерных батареек, служивших в недавнем прошлом источниками питания навигационных приборов и маяков) – единицы, десятки?..

Флот согласен лишь с тем, что два РИТЭГа еще в 1987 и 1997 годах случайно упали в море с вертолетов. Один нашли, он находится на временном хранении в Совгавани (к слову заметим, «временное» тянется с 2007 года). А второй, который упал более четверти века назад, еще не нашли, но будут упорно искать.

Что касается поиска 39 утопленных РИТЭГов (см. Расследование «КП»), то это – «бесполезная трата времени и бюджетных средств, поиск несуществующих объектов абсурден по смыслу.» Во всяком случае, так считает начальник штаба ТОФ, контр-адмирал Владимир Касатонов. Он же в одном из последних официальных писем на Сахалин приводит такие сведения: из 148 РИТЭГов, поступивших на флот со дня его основания, 94 находятся на временном хранении в Приморье, 52 переданы для дальнейшей утилизации на одно из предприятий «Росатома». «Иных РИТЭгов на учете и в эксплуатации у Тихоокеанского флота нет», — резюмирует начштаба.

И еще – в тему. По данным профессора Военно-Морской академии ВМФ Сергея Голобокова (недавно он выступал с докладом на экологическом форуме во Владивостоке), специалисты «потеряли контроль» над 85 (!) РИТЭГами с побережья Тихого океана. Где сегодня эти радиационно-опасные «батарейки», никому неизвестно.

Может, их списали. А может, как считают сахалинские активисты, варварски утопили. И нет РИТЭГов, как «не было» той же авиакатастрофы ТУ-95 с двумя атомными бомбами на борту в сахалинском заливе Терпения.

Впрочем, тема не закрыта. В октябре проблему радиационной безопасности дальневосточных морей рассматривали в Госдуме. Теперь на очереди – обсуждение темы в Совете Федерации. Будем следить за событиями.

Наталья Островская

«Комсомольская правда», 17 декабря, 2013 год