По материалам расследования газеты «Комсомольская правда»
Спецкор «Комсомольской правды» на Дальнем Востоке проверяет, действительно ли в Охотском море затаился «второй Чернобыль».
***
«На дне дальневосточных морей лежат две атомные бомбы!» Это заявление бывшего директора «Сахалин-геоинформ» Вячеслава Федорченко можно было бы списать на больную фантазию — если бы Сахалинская областная дума недавно не рассмотрела его обращение. И, как сказала мне депутат Сахалинской областной думы Татьяна Кончева, «всё, что он написал, мы приняли к сведению».
Вот самые важные фрагменты обращения Вячеслава Федорченко к депутатам. «Нами определены координаты стратегического бомбардировщика, потерпевшего катастрофу с двумя ядерными бомбами на борту в заливе Терпения Охотского моря в 1976 году и не найденного до настоящего времени. Начиная с 1960-х годов в акваториях Приморского, Хабаровского краёв, Сахалинской, Магаданской областей и Чукотского АО военные в лице Тихоокеанского флота тайно затопили 39 мини-АЭС — радиоизотопных термоэлектрических генераторов — РИТЭГов[*]. По минимальным оценкам, в российских дальневосточных водах находится более 20 тонн урана-238, а также стронций-90 с суммарной активностью более 14 млн. кюри (для сравнения, общий выброс в Чернобыле составлял 50 млн. кюри. — Авт.). Эти объекты загрязняют морскую среду и будут опасны в течение 600-800 лет».
Надо сказать, десятки якобы затопленных атомных батареек — РИТЭГов — гуляют по документам уже не первый год, но официально никем не признаны. Но затопленный бомбардировщик с атомными бомбами? Это ещё откуда?
Депутаты решили (цитирую) «предложить правительству Сахалинской области рассмотреть вопрос о проведении поисковой экспедиции».
А я полетела в командировку на Сахалин.
Таинственная история
Оказалось, что ещё в конце 1990-х об этой авиакатастрофе поведал миру бывший флотский разведчик, а ныне контр-адмирал в отставке Анатолий Штыров. В 1996 году он выпустил книжку «Морские бывальщины», где есть главка «Таинственная история». Сюжет настолько лихой, что остаётся удивляться, как до сих пор по нему не сняли блок-бастер.
Об упавшем бомбардировщике не должен был узнать никто, кроме высшего руководства страны и командования ВВС. И не узнал бы, если б не сам автор, Анатолий Штыров, служивший в ту пору заместителем начальника Разведки Тихоокеанского флота СССР (ТОФ). Профессионал, он среагировал на краткое сообщение японского информагентства. На военно-морской базе Йокосука (остров Хонсю), сообщала телетайпная лента, при участии Главкома Тихоокеанского флота США адмирала Томаса X. Мурера прошла церемония награждения экипажа прибывшей сюда американской подводной лодки «Грейбек».
Вот как описывает эту историю контр-адмирал Анатолий Штыров:
«Меня, курировавшего работу аналитиков своего ведомства, заинтересовало это сообщение. Видимо, подводная лодка выполнила какое-то действо, относящееся к разряду особой важности. Но когда? Ясно, что в ближайшем прошлом: награждение проведено по свежим следам. И где? Во Вьетнаме, у побережья Китая или Северной Кореи, судя по хроноленте, она не наследила. В Охотском море? Доверительный источник в ПВО Дальневосточного округа дал информацию: двумя месяцами ранее восточнее побережья Южного Сахалина потерпел катастрофу и упал в воду несший боевое дежурство стратегический бомбардировщик нашей дальней авиации. Повторная обработка радиоперехвата донесений японской ПВО эту информацию подтвердила: у японцев имелся факт внезапного исчезновения воздушной цели в то же время в той же точке — 20 миль от пустынного побережья, глубина моря — 40 метров.
Японцы поделились информацией с командованием ВМС США. Янки соблазнились идеей обследовать лежащий на дне моря самолёт. Прежде чем идти к командующему Тихоокеанским флотом СССР адмиралу В. Маслову с докладом, я связался с командованием дальней авиации в Иркутске. По каналам, исключающим прослушивание, состоялся предметный разговор:
— Погибший самолёт ваш?
— К сожалению.
— Время и место… подтверждаете?
— По расчёту маршрута — да.
— На борту «красные головки» (атомные бомбы) были?
— Были. Две.
Обработав все данные, подготовив карту, график событий и проект шифротелеграммы Главкому Военно-Морского Флота СССР, я попросил у командующего ТОФ приёма. «Есть все основания полагать, — докладывал я, — что спецслужбы США провели скрытую операцию по обследованию упавшего в море стратегического бомбардировщика. Её цель — овладение документами или образцами оружия». Адмирал В. Маслов, услышав, что «с той стороны» подтверждающих данных нет, хода докладу не дал».
Позже, уже в глубинах Интернета, спецпоход субмарины «Грейбек» расцвёл подробностями подводной охоты США за советскими военными секретами. Были даже названы имена героических американских водолазов, умыкнувших-таки советские атомные бомбы и даже заболевших лучевой болезнью, но впоследствии излечившихся…
Бывший командующий Тихоокеанским флотом СССР В. Маслов ни разу до самой своей смерти публично не вспоминал о той катастрофе. Сюжет так и канул бы в Лету, если б не книжка А. Штырова и рвение В. Федорченко, который решил во что бы то ни стало найти сгинувший самолёт.
— Я позвонил Штырову в Москву и сказал: «Анатолий Тихонович! Я нашёл ваш самолёт! Атомные бомбы как лежали, так и лежат на дне залива Терпения! Потому что американцы, скорее всего, охотились за другими секретами, например, за аппаратурой радиолокационного распознавания «свой — чужой». И скорее всего, именно за неё и наградили водолазов…
Вячеслав Федорченко заводит свою «Тойоту», и мы едем с ним в информационный центр Сахалинского филиала «Росгеолфонда». Он хочет, чтобы я поняла, как именно он нашёл самолёт. И ведущий геодезист центра Николай Терентьев объясняет мне, что есть такой чудо-метод — дистанционное зондирование Земли.
На компьютере в реальном времени — снимки территории от Чукотки до Байкала со спутника. Пожары, льды, вулканы как на ладони. С помощью этих снимков, уверяют специалисты, можно обнаружить и затопленные радиоизотопные изделия — если, конечно, уметь применять это самое дистанционное зондирование.
Включается огромный компьютер, на экране остров Сахалин, залив Терпения и в нём некое белое пятнышко.
— И это всё? Почему вы решили, что это самолёт и две атомные бомбы?
— Такой след на космических снимках дают только радиационноопасные вещества.
— Но советские боевые самолёты, как мне говорили, никогда не летали с ядерным оружием на борту. Тем более в годы так называемой разрядки напряжённости в советско-американских отношениях.
— Не всегда. В конце 1960-х я служил срочную службу радистом- кодировщиком на авиабазе Украинка в Амурской области. Наши «тушки» поднимались в воздух с атомными авиабомбами. Мы с прикомандированными военными лётчиками жили в одной казарме — секрета из этого не делалось.
Ну, допустим, летали. Но упал ли один из таких бомбардировщиков в залив Терпения? Куда и зачем он в таком случае летел? Не байка ли это? Я позвонила отставному контр-адмиралу Штырову в Москву, и он сказал, что по-прежнему готов подписаться под каждым своим словом.
«Весёлая» переписка
В Сахалинской областной думе меня снабдили кипой документов общим весом в несколько килограммов. Правда, из них решительно невозможно понять, есть ли под боком у дальневосточников реальная угроза или рассмотренный облдумой «ядерный вопрос» — это попытка освоить бюджетные миллионы на поиски бомб.
Про советский бомбардировщик с «двумя Хиросимами» на борту ещё весной 2011-го губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин писал бывшему министру обороны Анатолию Сердюкову. Тот ему отвечал: «Авиационных происшествий (катастроф и аварий) с самолётами ВВС РФ в указанное вами время в районе острова Сахалин не зафиксировано» (копии документов — на kp.ru).
Ну вроде и слава богу. Но спустя год в переписку вдруг вступает Министерство природных ресурсов Сахалинской области. Получает из Минобороны аналогичный ответ. Затем его зачем- то продублирует командующий Тихоокеанским флотом контрадмирал Сергей Авакянц: «Данными в отношении авиационного происшествия 1976 г. не располагаю».
Но областное Минприроды не сдаётся, продолжает «бомбить» Минобороны и уже в марте 2013-го получает неожиданный ответ от начальника Генерального штаба ВС, первого заместителя министра генерала армии Валерия Герасимова: «С поступлением конкретной информации о координатах нахождения стратегического бомбардировщика будут спланированы работы по обследованию акватории».
Как это понимать? Стало быть, там все-таки есть что искать?
Проблема фонит
Как короля играет окружение, сенсацию с двумя атомными бомбами на дне сахалинского залива Терпения играют несколько серьезных реальных ЧП, случившихся в регионе.
1987 год. Тихоокеанский флот аварийно роняет в море с вертолета перевозимый на утилизацию РИТЭГ у мыса Низкий (см. карту). Об этом никто, кроме военных, никогда бы не узнал, но десять лет спустя, в 1997 году, так же, с вертолета, флот нечаянно роняет в Охотское море второе устройство — близ мыса Марии на севере острова.
Скандал в Магаданской областной думе, куда обратились местные рыбопромышленники (какому бизнесу нужно такое соседство — фонящий топляк?), подхватывают сахалинские депутаты. И на свои запросы в 1999 году получают просто-таки убийственный ответ Росатомнадзора РФ: суммарная радиоактивность сброшенных установок — 1,5 млн. кюри, что в 4 раза больше того, что было сброшено в виде радиоактивных отходов всеми странами в Мировой океан. «Поиски первой установки, — прочли депутаты, — проводились до 1988 года и не принесли результатов. Поиски второй не проводились, ее сброс ТОФ воспринял как должное».
Пройдет еще почти десять лет, прежде чем состоится-таки поисковая экспедиция и РИТЭГ у мыса Марии будет найден. Второй, сброшенный десятью годами раньше у мыса Низкий, покоится на дне морском и сегодня.
Что касается 39 якобы тайно затопленных подобных опасных установок, то тут выбирай, кому верить. Если флоту, то их решительное нет — не топили. Все списанные РИТЭГи, отвечают депутатам адмиралы, «в наличии, и места их хранения известны».
Но если Тихоокеанский флот официально признает сегодня одну-единственную затопленную ядерную «штуку», то как понимать начальника управления ФСБ по Сахалинской области Игоря Стручкова? «В настоящее время, — ответил он недавно на запрос одного из депутатов, — УФСБ планирует инициировать проведение экологической экспертизы, по результатам которой… будет принято решение о целесообразности изъятия РИТЭГов (заметьте, уже не одного, но скольких? — Авт.) с акватории Охотского моря с целью… нейтрализации возможной угрозы безопасности России».
А еще число 39 мелькнуло и в недавнем докладе Курчатовского института. Там написано, что 39 принадлежавших флоту установок были утилизированы. Но, как ни странно, этот факт почему-то подлежит уточнению: «Многочисленные факты несанкционированных действий по разборке РИТЭГов… акты вандализма… один РИТЭГ найден на острове Врангеля… один отсутствует на месте его штатной стоянки на Чукотке…».
А что ежели все-таки неугомонный Федорченко в чем-то прав?
При подготовке материала мы послали запрос в Министерство обороны. Получили успокаивающий ответ (см. ниже). Но как быть со всей вышеописанной перепиской авторитетных ведомств? Им делать было больше нечего?
Мы своей публикацией ничего не утверждаем. Мы хотим, чтобы судьба затопленного спецоборудования перешла из области полунамеков в зону ответственности тех, кто обязан либо окончательно закрыть эту тему, либо сказать правду, какой бы она ни была.
СПРАВКА «КП»
РИТЭГ — это атомная батарейка. Они используются там, где нет доступа к постоянному источнику электропитания — в море и космосе. На такой батарейке сейчас работает марсоход Curiosity.
Российский флот начал менять РИТЭГи на солнечные батареи в 90-х годах. Списанные установки подлежали утилизации. По данным НИЦ «Курчатовский институт», стоимость утилизации одного РИТЭГа — 5 млн. руб.
Эта атомная батарейка пролежала в Охотском море 10 лет.
ЕЩЕ БЫЛИ СЛУЧАИ
Гибель подлодки К-129 признали через 30 лет…
В 1968 году в Тихом океане на глубине пять тысяч метров затонула советская дизельная подлодка К-129 с ядерным оружием на борту. А в 1974-м американцы ее подняли, и этот беспрецедентный факт вошел в историю под названием «Спецоперация «Дженифер». Говорят, когда разведка Тихоокеанского флота докладывала о возможности такого поворота событий, командование ВС СССР и высшее руководство страны только отмахивались. А потому о подъеме своей подлодки узнали… из американских газет. Одним из флотских разведчиков, составлявших те самые никому не нужные доклады по оперативной обстановке с поиском американцами К-129, был Анатолий Штыров.
Трагедию подлодки К-129 наша страна признала спустя 30 лет.
…а аварию баллистической ракеты с ядерной боеголовкой — через 26
8 сентября 1977 года в непосредственной близости от Петропавловска-Камчатского, неподалеку от городка Налычево, на борту нашей подводной лодки произошла авария баллистической ракеты с ядерной боеголовкой. События с несанкционированным ядерным залпом близ Камчатки были рассекречены через 26 лет.
ДРУГАЯ ВЕРСИЯ
Контр-адмирал запаса Вячеслав КОЗЛОВСКИЙ: «Для меня этот самолет не миф»
— Для меня и всех, кто имел и имеет отношение к разведке, трагическое авиапроисшествие в заливе Терпения у берегов Сахалина в 1976 году — это реальный факт. Никогда не была для нас ни секретом, ни мифом и беспримерная спецоперация американской субмарины «Грейбек» в наших территориальных водах. Почему самолет нашли не мы, а американцы? Что они подняли с места падения и вывезли в Штаты — атомные бомбы, одну или обе, а может, их интересовали другие секреты? Эти вопросы сорок лет спустя остаются открытыми даже несмотря на то, что история в заливе Терпения достаточно подробно изложена в книге «Тайны подводного шпионажа». Один из ее авторов, мой добрый знакомый Евгений Байков — доктор военных наук, профессор, бывший начальник кафедры разведки ВМФ Военно-морской академии (Санкт-Петербург), пользуясь в основном открытыми российскими и американскими источниками, утверждает, что американцы сумели поднять со дна и вывезти обе бомбы. Я думаю, эту информацию нужно проверять…
МНЕНИЕ «РОСАТОМА»
Для красного словца?
— Все данные, что приводит в своем обращении сахалинец Федорченко (39 якобы утопленных флотом атомных установок, 20 тонн урана и стронция в дальневосточных морях с катастрофической суммарной радиоактивностью), используются не более чем для привлечения внимания, — сказали нашему корреспонденту Наталье Островской в департаменте коммуникаций госкорпорации «Росатом». — Конечно же, это вопрос не к нам. Но на самом деле за всю историю использования РИТЭГов нам известны лишь три случая (общее количество произведенных РИТЭГов было 266) их утери (они не найдены по различным причинам до сих пор). Один из них, РИТЭГ ВМФ, действительно затоплен у мыса Низкий острова Сахалин. При этом никакой повышенной радиоактивности в этом районе нет.
— Сегодня, — сказали также в «Росатоме», — в нашей стране не снято с эксплуатации 72 РИТЭГа. Остальные были заменены на другие источники энергии и либо уже утилизированы, либо находятся на временном хранении, в процессе разборки и решительно никакой опасности не представляют. Говорить, что РИТЭГ — это «мини-АЭС», некорректно. Это бочонок, где внутри низкообогащенный уран. Скорее это ядерная батарейка, не наносящая экологического урона окружающей среде.
ОТВЕТ ИЗ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
«В 1976 году полеты стратегических бомбардировщиков в этом районе не выполнялись»
На ваш запрос о вероятности нахождения потенциально опасных объектов в акватории Охотского моря сообщаю, что в 1976 году полеты стратегических бомбардировщиков в данном районе не выполнялись.
Таким образом, каких-либо катастроф, аварий либо иных инцидентов с самолетами дальней авиации в прибрежной зоне о. Сахалин в 1976 году не было.
Кроме того, в соответствии с действовавшими в указанный исторический период руководящими документами специальные боеприпасы для выполнения полетов по плану боевой подготовки воинским частям и соединениям дальней авиации не выдавались. Все заряды хранились и обслуживались специальными подразделениями Вооруженных сил СССР и планировались к подвеске на самолеты дальней авиации только в период непосредственной угрозы внешней агрессии и по личному распоряжению начальника Генерального штаба Вооруженных сил СССР.
Относительно 39 якобы затопленных в акватории Охотского моря радиоизотопных термоэлектрических генераторов (далее — РИТЭГ) сообщаю, что данная информация основывается на вымышленных свидетельствах и не соответствует действительности.
Производство РИТЭГов в Российской Федерации в настоящее время прекращено. Маяки Военно-морского флота в качестве элементов дополнительного электропитания оснащаются ветроэнергетическими установками и солнечными коллекторами.
Все РИТЭГи, находившиеся в эксплуатации Тихоокеанского флота, демонтированы и находятся в процессе утилизации. Утерянный в 1997 году РИТЭГ найден и доставлен в место хранения. Производится подготовка к его утилизации.
Регулярный мониторинг, проводящийся в акватории о. Сахалин специалистами Росгидромета и Тихоокеанского флота, показывает, что радиоактивного загрязнения морской воды и донных отложений в данном районе нет.
Врио начальника Управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ полковник А. Комаров».
Наталья ОСТРОВСКАЯ
«Комсомольская правда», 26 июля 2013 год.