По материалам расследования газеты «Комсомольская правда»
Спецкор «Комсомольской правды» на Дальнем Востоке проверяет, действительно ли в Охотском море затаился «второй Чернобыль».
***
«На дне дальневосточных морей лежат две атомные бомбы!» Это заявление бывшего директора «Сахалин-геоинформ» Вячеслава Федорченко можно было бы списать на больную фантазию — если бы Сахалинская областная дума недавно не рассмотрела его обращение. И, как сказала мне депутат Сахалинской областной думы Татьяна Кончева, «всё, что он написал, мы приняли к сведению».
Вот самые важные фрагменты обращения Вячеслава Федорченко к депутатам. «Нами определены координаты стратегического бомбардировщика, потерпевшего катастрофу с двумя ядерными бомбами на борту в заливе Терпения Охотского моря в 1976 году и не найденного до настоящего времени. Начиная с 1960-х годов в акваториях Приморского, Хабаровского краёв, Сахалинской, Магаданской областей и Чукотского АО военные в лице Тихоокеанского флота тайно затопили 39 мини-АЭС — радиоизотопных термоэлектрических генераторов — РИТЭГов[*]. По минимальным оценкам, в российских дальневосточных водах находится более 20 тонн урана-238, а также стронций-90 с суммарной активностью более 14 млн. кюри (для сравнения, общий выброс в Чернобыле составлял 50 млн. кюри. — Авт.). Эти объекты загрязняют морскую среду и будут опасны в течение 600-800 лет».
Надо сказать, десятки якобы затопленных атомных батареек — РИТЭГов — гуляют по документам уже не первый год, но официально никем не признаны. Но затопленный бомбардировщик с атомными бомбами? Это ещё откуда?
Депутаты решили (цитирую) «предложить правительству Сахалинской области рассмотреть вопрос о проведении поисковой экспедиции».
А я полетела в командировку на Сахалин.
Таинственная история
Оказалось, что ещё в конце 1990-х об этой авиакатастрофе поведал миру бывший флотский разведчик, а ныне контр-адмирал в отставке Анатолий Штыров. В 1996 году он выпустил книжку «Морские бывальщины», где есть главка «Таинственная история». Сюжет настолько лихой, что остаётся удивляться, как до сих пор по нему не сняли блок-бастер.
Об упавшем бомбардировщике не должен был узнать никто, кроме высшего руководства страны и командования ВВС. И не узнал бы, если б не сам автор, Анатолий Штыров, служивший в ту пору заместителем начальника Разведки Тихоокеанского флота СССР (ТОФ). Профессионал, он среагировал на краткое сообщение японского информагентства. На военно-морской базе Йокосука (остров Хонсю), сообщала телетайпная лента, при участии Главкома Тихоокеанского флота США адмирала Томаса X. Муре- ра прошла церемония награждения экипажа прибывшей сюда американской подводной лодки «Грейбек».
Вот как описывает эту историю контр-адмирал Анатолий Штыров:
«Меня, курировавшего работу аналитиков своего ведомства, заинтересовало это сообщение. Видимо, подводная лодка выполнила какое-то действо, относящееся к разряду особой важности. Но когда? Ясно, что в ближайшем прошлом: награждение проведено по свежим следам. И где? Во Вьетнаме, у побережья Китая или Северной Кореи, судя по хроноленте, она не наследила. В Охотском море? Доверительный источник в ПВО Дальневосточного округа дал информацию: двумя месяцами ранее восточнее побережья Южного Сахалина потерпел катастрофу и упал в воду несший боевое дежурство стратегический бомбардировщик нашей дальней авиации. Повторная обработка радиоперехвата донесений японской ПВО эту информацию подтвердила: у японцев имелся факт внезапного исчезновения воздушной цели в то же время в той же точке — 20 миль от пустынного побережья, глубина моря — 40 метров.
Японцы поделились информацией с командованием ВМС США. Янки соблазнились идеей обследовать лежащий на дне моря самолёт. Прежде чем идти к командующему Тихоокеанским флотом СССР адмиралу В. Маслову с докладом, я связался с командованием дальней авиации в Иркутске. По каналам, исключающим прослушивание, состоялся предметный разговор:
— Погибший самолёт ваш?
— К сожалению.
— Время и место… подтверждаете?
— По расчёту маршрута — да.
— На борту «красные головки» (атомные бомбы) были?
— Были. Две.
Обработав все данные, подготовив карту, график событий и проект шифротелеграммы Главкому Военно-Морского Флота СССР, я попросил у командующего ТОФ приёма. «Есть все основания полагать, — докладывал я, — что спецслужбы США провели скрытую операцию по обследованию упавшего в море стратегического бомбардировщика. Её цель — овладение документами или образцами оружия». Адмирал В. Маслов, услышав, что «с той стороны» подтверждающих данных нет, хода докладу не дал».
Позже, уже в глубинах Интернета, спецпоход субмарины «Грейбек» расцвёл подробностями подводной охоты США за советскими военными секретами. Были даже названы имена героических американских водолазов, умыкнувших-таки советские атомные бомбы и даже заболевших лучевой болезнью, но впоследствии излечившихся…
Бывший командующий Тихоокеанским флотом СССР В. Маслов ни разу до самой своей смерти публично не вспоминал о той катастрофе. Сюжет так и канул бы в Лету, если б не книжка А. Штырова и рвение В. Федорченко, который решил во что бы то ни стало найти сгинувший самолёт.
— Я позвонил Штырову в Москву и сказал: «Анатолий Тихонович! Я нашёл ваш самолёт! Атомные бомбы как лежали, так и лежат на дне залива Терпения! Потому что американцы, скорее всего, охотились за другими секретами, например, за аппаратурой радиолокационного распознавания «свой — чужой». И скорее всего, именно за неё и наградили водолазов…
Вячеслав Федорченко заводит свою «Тойоту», и мы едем с ним в информационный центр Сахалинского филиала «Росгеолфонда». Он хочет, чтобы я поняла, как именно он нашёл самолёт. И ведущий геодезист центра Николай Терентьев объясняет мне, что есть такой чудо-метод — дистанционное зондирование Земли.
На компьютере в реальном времени — снимки территории от Чукотки до Байкала со спутника. Пожары, льды, вулканы как на ладони. С помощью этих снимков, уверяют специалисты, можно обнаружить и затопленные радиоизотопные изделия — если, конечно, уметь применять это самое дистанционное зондирование.
Включается огромный компьютер, на экране остров Сахалин, залив Терпения и в нём некое белое пятнышко.
— И это всё? Почему вы решили, что это самолёт и две атомные бомбы?
— Такой след на космических снимках дают только радиационноопасные вещества.
— Но советские боевые самолёты, как мне говорили, никогда не летали с ядерным оружием на борту. Тем более в годы так называемой разрядки напряжённости в советско-американских отношениях.
— Не всегда. В конце 1960-х я служил срочную службу радистом- кодировщиком на авиабазе Украинка в Амурской области. Наши «тушки» поднимались в воздух с атомными авиабомбами. Мы с прикомандированными военными лётчиками жили в одной казарме — секрета из этого не делалось.
Ну, допустим, летали. Но упал ли один из таких бомбардировщиков в залив Терпения? Куда и зачем он в таком случае летел? Не байка ли это? Я позвонила отставному контр-адмиралу Штырову в Москву, и он сказал, что по-прежнему готов подписаться под каждым своим словом.
«Весёлая» переписка
В Сахалинской областной думе меня снабдили кипой документов общим весом в несколько килограммов. Правда, из них решительно невозможно понять, есть ли под боком у дальневосточников реальная угроза или рассмотренный облдумой «ядерный вопрос» — это попытка освоить бюджетные миллионы на поиски бомб.
Про советский бомбардировщик с «двумя Хиросимами» на борту ещё весной 2011-го губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин писал бывшему министру обороны Анатолию Сердюкову. Тот ему отвечал: «Авиационных происшествий (катастроф и аварий) с самолётами ВВС РФ в указанное вами время в районе острова Сахалин не зафиксировано» (копии документов — на kp.ru).
Ну вроде и слава богу. Но спустя год в переписку вдруг вступает Министерство природных ресурсов Сахалинской области. Получает из Минобороны аналогичный ответ. Затем его зачем- то продублирует командующий Тихоокеанским флотом контрадмирал Сергей Авакянц: «Данными в отношении авиационного происшествия 1976 г. не располагаю».
Но областное Минприроды не сдаётся, продолжает «бомбить» Минобороны и уже в марте 2013-го получает неожиданный ответ от начальника Генерального штаба ВС, первого заместителя министра генерала армии Валерия Герасимова: «С поступлением конкретной информации о координатах нахождения стратегического бомбардировщика будут спланированы работы по обследованию акватории».
Как это понимать? Стало быть, там все-таки есть что искать?
Из ответа «Комсомольской правде» из Министерства обороны России:
«На ваш запрос о вероятности нахождения потенциально опасных объектов в акватории Охотского моря сообщаю, что в 1976 году полёты стратегических бомбардировщиков в данном районе не выполнялись.
Таким образом, каких-либо катастроф, аварий либо иных инцидентов с самолётами дальней авиации в прибрежной зоне о. Сахалин в 1976 году не было.
Кроме того, в соответствии с действовавшими в указанный исторический период руководящими документами специальные боеприпасы для выполнения полётов по плану боевой подготовки воинским частям и соединениям дальней авиации не выдавались. Все заряды хранились и обслуживались специальными подразделениями Вооружённых сил СССР и планировались к подвеске на самолёты дальней авиации только в период непосредственной угрозы внешней агрессии и по личному распоряжению начальника Генерального штаба Вооружённых сил СССР».
Врио начальника Управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ полковник А. КОМАРОВ
[*] РИТЭГ — это атомная батарейка. Они используются там, где нет доступа к постоянному источнику электропитания — в море и космосе. (Прим. «КП»).