ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РАДИО «РЕЗОНАНС»

(23 марта 2001 года)

ВЕДУЩИЙ (Карпов В.А.): Уважаемые радиослушатели.

Вам представляется ШТЫРОВ Анатолий Тихонович, ветеран- подводник, прослуживший в Военно-Морском Флоте свыше 40 лет, контр-адмирал в отставке. В кругах сослуживцев имел дружески- ироническое прозвище «Мамонт подводного флота».

Проплавал на Дальнем Востоке на дизельных подводныхлодках разных типов почти 18 лет, в том числе командиром — свыше 8 лет. В годы «холодной войны» совершил большое число походов на разведку и боевую службу, имея основными «противниками» военно-морские силы США, Японии и Китая. Попадал в экстре­мальные ситуации, близкие к гибельным.

Однако подчёркивает, что за время плаваний не допустил ни одной аварии, ни травм или гибели личного состава, что свиде­тельствует о большом личном опыте и выучке экипажей ПЛ.

ВЕДУЩИЙ: Расскажите о наиболее характерных походах.

А.Т. ШТЫРОВ: В период Карибского (Кубинского) кризиса осе­нью 1962 года участвовал в боевом походе в Тихий океан к бере­гам Японии c ядерным оружием на борту. Этот поход протекал в обстановке жестоких штормов.

В 1963 году — поход на разведку учений сил 7-го флота США. Был обнаружен и подвергся 7,5-часовому преследованию и пре­дупредительному бомбометанию. Подводная лодка получила разрывы в лёгком корпусе, на поверхность ушло большое коли­чество топлива, и американцы посчитали нашу лодку уничто­женной. Но вырвались.

В том же походе, продолжая выполнение поставленной зада­чи, преодолели корабельное охранение противолодочного авиа­носца США «Кирсардж», выполнили несколько условных атак и выскользнули незамеченными.

С обретением опыта боевой службы неоднократно оставлял в «дураках» силы авианосных групп ВМС США.

На основе опыта своего и анализа походов других подводных лодок разработал когда-то знаменитый «Букварь подводника», ставший «катехизисом» командиров ПЛ почти на 20 лет.

В 1969 году (это был период острой конфронтации с Китаем) участвовал «старшим» в походе в прибрежные воды Китая. Лодка была плохо подготовлена технически. В походе имел ряд тяже­лейших ситуаций: провал на глубину; выход из строя системы гидравлики (а это — кровеносная система ПЛ); отрыв вертикаль­ного руля.

Но, тем не менее, благодаря опыту удалось выполнить постав­ленные задачи и привести лодку в базу.

ВЕДУЩИЙ: А что вы делали в дальнейшем?

А.Т. ШТЫРОВ: С достижением предельного возраста для под­водника, так сказать, «перепрыгнул» в систему военно-морской разведки Тихоокеанского флота, где стал одним из ведущих офи­церов. Занимался вскрытием системы противолодочной борь­бы ВМС США в зоне Тихого и Индийского океанов в интересах скрытности действий стратегических подводных сил нашего флота. В этом качестве проработал 10 лет и «за непочтение к ав­торитетам» неповоротливых московских штабов был выдавлен из системы разведки. В последующее 10 лет занимался плани­рованием боевых операций на океанских и морских театрах военных действий в зонах Тихого океана и Средиземного моря (до увольнения в запас и отставку).

С выходом на «гражданку» занялся общественной работой и литературной деятельностью.

ВЕДУЩИЙ: Но достаточно о личном. Скажите, а нужна ли была гонка вооружений? Ведь США и Англия относились к стра­нам демократии и сообща с нами действовали во Второй миро­вой войне против фашизма!

А.Т. ШТЫРОВ: На этот вопрос отвечу однозначно: «Холодную войну» развязали не мы, а наши «заклятые» союзники по антигит­леровской коалиции. Впервые она была провозглашена в марте 1947 года Уинстоном Черчиллем в Фултоне, в присутствии прези­дента США Гарри Трумэна. Это в то время, когда Советский Союз залечивал тяжелейшие раны Великой Отечественной войны.

Война прогнозировалась не только «холодной». Мало того (кто об этом знает и помнит?), уже в 1947 году американцы пла­нировали сбросить на города Советского Союза 200 (!) атомных бомб. И только появление ядерного оружия и у нас, а кроме того сильной системы ПВО, остудило горячие головы у янки.

В этой обстановке нам пришлось восстанавливать и заново создавать силы флота, в первую очередь массовым строитель­ством дизельного подводного, на смену которому позже пришёл и атомный.

Всё это требовало колоссальных средств.

ВЕДУЩИЙ: Но мы строили массу подводных лодок с огромным числом аварий, особенно на атомных ПЛ.

А.Т. ШТЫРОВ: Да, мы строили массу подводных лодок, причём в строительстве использовали «догонные технологии», имея в виду иностранные образцы.

Наши дизельные ПЛ были не хуже американских. К примеру, серии 613 (по терминологии НАТО «Виски»), которых мы «на­клепали» 236 штуки. Рекорд Гиннесса! Но из них погибли только две ПЛ (С-80 и С-178), притом обе — по оплошности командиров.

Атомные ПЛ 1-го и 2-го поколений были несколько хуже аме­риканских из-за шумности.

Но если сравнить число лодко/суток в море, то у американцев удельное количество происшествий, в том числе с авариями ре­акторов и пожарами, было почти в 2 раза больше. Просто они это тщательно скрывали.

Об этом хорошо сказано в книге Н. Мормуля «Подводные ката­строфы», я думаю, нет оснований останавливаться на этом.

Но в то же время считаю необходимым подчеркнуть, что в ходе программ строительства ПЛ 3-го и 4-го поколений мы догнали, а по ряду показателей в технологии опередили другие страны и оставили позади ВМС США по тактическим характеристикам подводных кораблей, как атомных, так и дизельных.

Примером этому могут быть АПРК типа «Курск» (прозванный американцами же «убийцей авианосцев») или дизельные ПЛ клас­са «Варшавянка» (прозванная «чёрной дырой»); таких подводных лодок у американцев, при их хвалёной технологии, пока нет.

ВЕДУЩИЙ: Но всё это обошлось стране в «копеечку»?

А.Т. ШТЫРОВ: Да, безусловно, гонка вооружений в период противостояния обошлась нам очень дорого; израсходованы были поистине астрономические средства. Иное дело, насколько эти траты были оправданы с точки зрения противостояния двух супердержав. Ведь одной из целей американцев было добиться, чтобы мы «надорвались» экономически. Что и произошло.

Не обошлось и без недостатков. Одним из них я считаю так на­зываемую экономию на материальном обеспечении и бытовых условиях личного состава. На примере ознакомления с бытом се­мей подводников в посёлке Видяево вы свидетели, в каких усло­виях живут подводники и их семьи.

Между прочим, подсчитано, что если бы средства на строитель­ство хотя бы одной АПЛ были бы направлены на благоустрой­ство, все вопросы были бы решены. Но против этого «работал» режим экономии на быте в условиях гонки вооружений.

Вторая проблема — утилизация атомных «монстров», как в сроки окончания их службы в составе ВМФ, так и в ходе так на­зываемой «конверсии». В наследство нам оставлены буквально кладбища атомных лодок, как на Северном, так и на Тихоокеан­ском флотах.

ВЕДУЩИЙ: А как у американцев?

А.Т. ШТЫРОВ: Как у них решается проблема утилизации ре­акторов атомных лодок и радиоактивных отходов (а это очень опасные вещи), я не знаю.

А с точки зрения материального обеспечения подводников, могу привести сравнительные данные, притом почерпнутые не из СМИ, а при непосредственном общении с подводниками ВМС США.

В 2000 году в Санкт-Петербурге состоялся 37-й Конгресс ветеранов-подводников всех стран мира. Там мы имели возмож­ность общаться и с американцами.

К примеру, бывший во Вторую мировую войну командиром ПЛ «Блэкфин» коммандор Алберт Мак-Коун заявил, что его пенсия составляет 2 000 долларов. Для сравнения, моя (контр­адмирала) пенсия составляет примерно 102 доллара, если пере­вести на американскую валюту. У более «молодых» подводников конечно же меньше.

ВЕДУЩИЙ: Но сейчас много говорят, что наши лодки — «самотопы»?

А.Т. ШТЫРОВ: Я хочу сказать, что здесь много целенаправлен­ной лжи. В основной массе наши подводники выполняли и вы­полняют свой нелёгкий долг с высокой степенью организации, боевой выучки и ответственности. В условиях крайне тяжёлой службы.

Приведу свежий пример: в настоящее время американцы (а к ним присоседилась кинофирма Н. Михалкова «Три Т») готовятся к съёмке фильма «Хиросима, или «К-19», оставляющая вдов» — это о об атомной подводной лодке «К-19», потерпевшей технологи­ческий разрыв 1-го контура реактора в Атлантике в 1961 году, с сильным радиоактивным заражением и гибелью 8 членов эки­пажа, пожертвовавших собой во имя спасения остальных. Ко­мандир АПЛ — капитан 2 ранга Н. Затеев. Экипаж действовал грамотно и воистину героически. Но как это пытаются поднести американцы (кинофирма «К-19 Филм Продакшн Инк»)? По их версии на нашей подводной лодке на глубине царит атмосфера полубанды: командир и старпом охотятся друг за другом; в отсе­ках — драки, пьянство и воровство… совсем в духе американских «вестернов», в стиле фильмов периода освоения Дикого Запада. Типичный голливудский кинобоевик. На который дельцы отва­лили уже 55 млн долларов.

В настоящее время ещё живые члены экипажа К-19 заяви­ли резкий протест против подобных инсинуаций. Этот протест напечатан в «Морской газете» от 9 марта нынешнего года (гор. Кронштадт). Цель фильма — под видом объективности и красоч­ной демонстрации «ужасов» подводной службы порочить наш Военно-Морской Флот.

ВЕДУЩИЙ: А каковы прогнозы подъёма «Курска»?

А.Т. ШТЫРОВ: Не знаю. Очень похоже, мы никогда так и не узнаем причин катастрофы. Вспомним недавнее заявление И. Клебанова, что для подъёма АПРК «Курск» у России вообще-то нет средств…

Здесь я хотел бы подчеркнуть и другую сторону вопроса: вы, вероятно, помните заявление министра обороны И. Сергеева: «Пока мы не разберёмся с «Курском», ни один корабль этого про­екта не будет выпущен в море». А таких у нас ещё 9 единиц.

А время неумолимо бежит, корабли стареют не только техни­чески, но и морально (в смысле боевых качеств).

Думается, что это — хороший «подарок» тем, кто утверждает стратегию своего господства в Мировом океане.

Кто? Судите сами…

2001