Наше знакомство с удивительным человеком — Анатолием Ти­хоновичем Штыровым — произошло в середине 1980-х годов. Это было самое начало так называемой «горбачёвской перестрой­ки». Исподволь, как модно тогда было говорить, «пошёл процесс» не только подготовки к демонтажу политических и экономиче­ских основ Советского Союза, но и разрушение идеологических и нравственных начал жизни народа. Мало кто тогда понимал истинную суть происходящего, но интуитивно многие пытались как-то противостоять развалу великого государства. Особенно это было актуально для людей, живущих в национальных со­юзных республиках. Вот почему у нас в Молдавии стала крайне важна тема патриотического воспитания молодёжи.

Я занималась этой работой в одной из школ Кишинёва. Есте­ственно, ребята хотели познакомиться и повстречаться с людьми необычными, с интересной судьбой и жизненным опытом. В орга­низованной в то время в Кишинёве Ставке войск юго-западного стратегического направления было образовано военно-морское управление. В нашем сугубо сухопутном краю появились морские офицеры. Понятно, что романтика моря, флотские люди всегда при­влекательны для юношей и девушек. Через руководство Ставки мы вышли на Анатолия Тихоновича и договорились о встрече с ним.

На встрече со школьниками. Кишинёв, 2007 г.

Уже первое его общение со старшими школьниками произве­ло на них огромное впечатление. Перед молодыми ребятами был высокообразованный, творческий, во всех отношениях эрудиро­ванный человек, великолепный рассказчик. Наши встречи стали регулярными. Мы многое узнали о морях и морской службе, об истории нашего государства, армии и флота, о природе и людях далёких уголков нашей страны. Одновременно раскрывался и характер Анатолия Тихоновича, человека сильного и волевого и в то же время скромного и бескорыстного. От его коллег и то­варищей становились известны подробности дальних походов на полной опасностей боевой службе подводника А.Т. Штыро­ва. Становилось понятно, почему к сугубо добровольной, обще­ственной работе с молодёжью Анатолий Тихонович относился со всей серьёзностью. И в этом проявлялся его характер, выкован­ный и трудным голодным детством, и годами морской службы.

Надо сказать, что и в годы службы в Кишинёве, и после ухода в запас он занимался не только патриотическим воспитанием молодёжи, но и активно участвовал в выборах в городской Со­вет народных депутатов, в работе ветеранских организаций. Был членом руководства «Интерфронта», созданного людьми самых разных национальностей: и молдаванами, и русскими, и украин­цами, и гагаузами, и евреями, и другими. До самого развала Со­ветского Союза московскими предателями «Интерфронт» проти­востоял всё более усиливавшемуся национализму прорумынски настроенного тогдашнего руководства Молдавии. После переез­да в Москву в начале 1990-х годов Анатолий Тихонович продол­жил свою активную общественную деятельность в качестве чле­на Клуба адмиралов и других ветеранских структур, регулярно принимал участие в международных конгрессах подводников.

Для многих было неожиданностью, что при огромной служеб­ной и общественной занятости суровый контр-адмирал Штыров является поэтом и прозаиком. Да ещё такого уровня, что после выхода его первого сборника стихов «Моряна» он уверенно стал в ряд лучших русскоязычных поэтов Молдавии. К счастью, на­чавшись ещё в юные годы, литературное творчество Анатолия Тихоновича продолжалось до конца жизни. Выпущено несколь­ко книг его стихов, повестей и рассказов: «Моряна», «Солёные ветры», «Девятый вал», «Морские бывальщины», «Жизнь в пери­скоп». Они очень быстро стали популярными в Ленинграде и на Камчатке, в Севастополе и во Владивостоке, в Кишинёве и Крас­ноярске, везде, где читатели могли с ними познакомиться.

В произведениях А.Т. Штырова сразу улавливается редкий дар видеть самую сокровенную суть в глубине явлений, дар анализа, дар умения выделить главное в сложном переплетении событий, человеческих поступков и судеб. Это характерно для его прозы, это чувствуется в его стихах.

Война наложила отпечаток на подростковое мировосприятие, но не ожесточила юную душу. Его совсем ранние стихи грустны, чисты и светлы. Они, как лёгкий ветерок, освежают душу.

Дальше судьба сложилась так, что с ранней молодости Анато­лий Тихонович связан с морем и оно стало для него не только родной стихией, но и большой любовью на всю жизнь. Мятеж­ные морские просторы в его творчестве не просто фон, на ко­тором действуют герои произведений, а сами являются активно действующим лицом. Как живописец, автор изображает море во всех его проявлениях и переменах: то спокойное и безмятежное, то суровое и мрачно зловещее. Но самому ему по душе ветер, волны, бури. Некоторая умиротворённость появляется только в поздней лирике о море. Здесь чётко звучит мотив единства душ флотского и морского пространства, взаимосвязь конечности че­ловеческой жизни с океанской бесконечностью. Особенно ярко это показано в балладе «Старик и наяда» — одном из лучших про­изведений во всей русской маринистике.

Композиционная стройность, отчётливость в завершении мыс­ли, сюжетная острота и динамичность отличают стихи А.Т. Шты­рова. В сюжетах многих из них угадывается авторская судьба.

Его творчество имеет неповторимую своеобразность и богат­ство языка, который изобилует собственными неологизмами, эпитетами, меткими выражениями. Со временем многие из них могут стать крылатыми и войти в живую речь.

Особенно изысканны лирические стихи и романтические элегии. В них с исключительной выразительностью переданы тончайшие нюансы человеческих переживаний: рвущая душу грусть, страсть, тоска по чему-то неосуществимому и прекрас­ному, любовь и разочарование, душевные тревоги. Душевный настрой всегда гармонично сочитается с образами природы, в передаче которых поэт является большим мастером. Многие из лирических стихов настолько напевны, что могли бы быть пере­ложены на музыку.

Не оставляют никого равнодушным и стихи юмористического цикла. В них искрящееся остроумие, лёгкость изложения, озор­ство, образность.

Цикл «В царстве кривых зеркал» — это раздумья над причи­нами глубокого кризиса нашей страны. В нём выражена чёткая гражданская позиция автора. Шок и хаос происходящего обо­стрил внутренний взор автора, сфокусировал его на социальных и нравственных вопросах. Стихи из этого цикла резки по языку, порой нарочито грубы и подчеркивают этим внутренний про­тест А.Т. Штырова против «подлости существующего положения вещей», несправедливости и одичания современного общества. Они полны сочувствия к обманутому труженику, болью за судь­бу Родины. Ирония, негодование и презрение к захватившим в начале 1990-х годов власть демагогам, разрушившим великую страну, звучит в его сатире. Прекрасный знаток русской и миро­вой истории, сам внесший немалый вклад в безопасное развитие Родины, А.Т. Штыров имеет полное право на неё. Его сатириче­ский смех гневен, зол, беспощаден, зовущ к протесту. Сатира имеет язык острый, энергичный, солёный, зачастую нарочито прямолинейный.

Популярность приобрели, и не только в морской среде, про­заические произведения А.Т. Штырова. Они привлекают тем, что жизнь и люди показаны такими, какие они есть. Без лакировки и украшательства, в том числе и главного героя, в котором под псев­донимами Сун, Васька Губанов, Сунгариец, Неулыба угадывается сам автор. Всё-таки, несмотря на обилие гламурной и развлека­тельной псевдолитературы, для многих читателей гораздо важнее искренность, правдивость, настрой на работу ума и чувства, раз­мышления о долге каждого из нас и будущем нашей страны. Так воспитываются гражданственность и любовь к родной земле.

Анатолий Тихонович Штыров с честью выполнил возложен­ные на него судьбой задачи по защите Родины, а труды его про­должают жить, нацеливая новые поколения на работу во благо страны.

                                                                 
Валентина ЗАВОДЧИКОВА,
филолог-искусствовед

2016.